Персональный сайт Мыслывец Юлии -

Из опыта работы « Развитие речи детей посредством приобщения к русской культуре»

Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9»

Структурное дошкольное подразделение

 

«Развитиеречи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

 

                                      Опытработы

                                                                        воспитателя первойкв. категории

Мыслывец ЮлииВладимировны

                                                                   

Ефремов

 2021

 

Содержание

1.      Информация об опыте:

·      Условия возникновения опыта

·      Актуальность опыта

·      Новизна

·      Этапы становления опыта

·      Предполагаемый конечный результат

·      Практическая значимость

       2. Технология   опыта

·         Цели и задачи педагогической деятельности

·         Организация воспитательно-образовательного процесса

      3. Результативность опыта.

      4. Литература

      5. Рецензия  на опыт работы

      6. Приложение

1.      Информация об опыте

 

Условия возникновения и становления опыта.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родномуязыку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другимилюдьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников поФедеральному государственному образовательному стандарту дошкольногообразования. В стенах детского сада происходит первоначальное становлениекоммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, атакже играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняеттри функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную,регулирующую.

 Процесс  развития речи ребенка дошкольного возраста –процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходимасовокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательнуюсторону речи.  Размышляя над вопросом оповышении уровня речи детей, я пришли к выводу, что помочь может русскаянародная культура: игр, песни, танцы, театрализованные музыкальные постановки.  Через приобщение к русской народной культуре, дети знакомятся с окружающиммиром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Именно   русская народнаякультура оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речьза счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть своюроль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с темпомогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществитьтеатрализовано-музыкальные постановки.

 Народныеигры, песни, танцы, театрализованные представления:

 •помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоциональнонасыщенная речь

• дети получают эмоциональный подъём

•способствует развитию элементов речевогообщения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• стимулирует активную речь

Актуальностьопыта.

        Мояпедагогическая деятельность связана с детьми дошкольного возраста. Возраст моихдетей от 3 до 7 лет.

Речь детей в современном мире оченьмало развита, дети стали меньше общаться друг с другом, общаются по средствамсмс, много сидят за компьютером, не общаются в живую. Поэтому я выбрала даннуютему. Я считаю, что развитие речевой активности по средствам  народного творчества является актуальнойпроблемой в нашем современном мире. Дети сейчас очень мало знают песен,потешек, считалочек, сказок, игр которые им могли бы помочь в развитии речи.

С помощью малых форм фольклора детиучатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, чтопотешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом дляразвития культуры речи.

 Дети хорошо воспринимают фольклорныепроизведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомымжизненным ситуациям.

Устное народное творчество -неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь,общество, природу, показатель его способностей и таланта.   Через устное народное творчество ребёнок нетолько овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичностьприобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают народное творчествоодним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромныедидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народнымипроизведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение кокружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Новизна опыта

Успешность обученияв школе во многом зависит от уровня развития речи ребенка и так же психическихпроцессов, наличия у ребенка грамотной, развитой, красивой речи поможет ему впроцессе овладения новыми знаниями в школе.                       

Поэтому новизнаопыта состоит в создании системы использования средств устного народноготворчества (заучивание потешек, инсценировка сказок и т.д), нацеленных наразвитие речевой активности детей, что поможет в воспитании и обучении насовременном уровне

Этапы становления опыта

1 этап - подготовительный

   На подготовительном этапе составила картотеку русских народных игр,праздников для детей дошкольного возраста.

  Разработала консультации дляродителей и проанализировала научно-методическую литературу.

2 этап – формирующий

Для того, чтобы реализовать главнуюцель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективноепланирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.

 К новым формам организации диалога детей сосверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения,не дисциплинарные формы.

В своей работе выделила дванаправления:

1) Использование фольклора в  образовательной деятельности.

2) Использование фольклорныхпроизведений в повседневной жизни.

 Образовательную  деятельность провожу согласно тематическомупланированию. В программный материал включила такие виды фольклорных жанров какпестушки, потешки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки. Непосредственнообразовательную деятельность и театрализованные мероприятия с использованиемрусского фольклора  рассматриваю не кактрадиционную форму обучения, а как яркое общение с дошкольниками. Ведь наглазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговариваютчеловеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроениязатейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чёмприоритет фольклорных мероприятий и непосредственно образовательнуюдеятельность. Образовательную деятельность строю на активном соучастие и сотворчестве педагога иребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всегопроизведения.  Создаю  условия, чтобы у детей возникала потребностьречевого взаимодействия с взрослым, желание делового общения, но эта речеваяактивность возникает только в том случае, если дети заинтересованыдеятельностью.

При разучивании потешек использую нетолько действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты.

 С целью обогащения знаний детей охудожественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения,русские народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»,«Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка соскалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси –лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок -чёрный бочок, белое копытце».

После прочтения художественныхпроизведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро, узнавали, чтонехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи,воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.


Затем проводились игры –драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целойсказки.  Сказка на фартуке.

Были проведены драматизации посказкам: «Колобок», «Репка»,  «Теремок»,«Кот Рыболов», театрализованное представление «Маша и лень».

В ходе обыгрывания сюжетов и сказок,драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, ихмимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь– грубым, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение).

В ходе этих драматизаций развиваласьу детей речь, память, творческое воображение.

Часто я прибегала к такому приёму,как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенкиеё персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев,насладиться нежностью, напевностью народного языка.

С целью развития речи детей я всвоей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведеныдидактические игры: «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово наопределенную тему», «Докончи предложение» и другие.

В ходе такихупражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговариватьслова со звуками, развивался фонематический слух ребёнка. Проводилисьфольклорные  праздники  – «Осенины», «Масленница», «Посиделки», «Маша и лень»…

В процессе работы в группе мноюсовместно с родителями были созданы различные виды кукольного театра: (настольный, на палочках, на фартуке),костюмы и атрибуты для постановок. При помощи театральных атрибутов дети имеютвозможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.

Если в младшей группе с детьмиразыгрывала народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовалаигрушки, фигурки плоскостного театра на фартуке, настольного театра, то уже встаршей и подготовительной группе показы фольклорных праздников,театрализованных сказок.

При работе с ребенком одна из задач педагога- установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чемтеснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.

Были проведены консультации дляродителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Рольродителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детскомсаду».

   3 этап – заключительный

    Подведение итога работы: пополнениепособий, атрибутов к играм по изучаемой теме, разработка рекомендаций работы сдетьми, обобщение опыта работы. Сравнительный анализ и обобщение передового педагогического опыта, сборинформации, результативность на основе наблюдений.

    Предполагаемый конечный результат: использование  устного народного творчества помогаетвсесторонне развить речь. Обогатить словарный запас детей благодаряиспользованию потешек и песен, игр, забав. С помощью фольклора развиваетсяфонематический слух, так как устное народное творчество имеет напевность, егоможно произносить с разной интонацией.

   Практическая значимость состоитв том, что была разработана система мероприятий с использованием устногонародного творчества. Данный опыт работы может быть использован воспитателямидошкольного возраста всех видов дошкольных образовательных учреждений,независимо от реализуемых программ, а также родителями в совместнойдеятельности с детьми раннего возраста.           

  Подведение итога работы: пополнение пособий,атрибутов к играм по изучаемой теме, разработка рекомендаций работы с детьми,обобщение опыта работы.  Сравнительныйанализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации,результативность на основе наблюдений.

 

Технология опыта

   Цель: Цельюмоей работы является систематизация методов и приемов для развития речевых,творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основеустного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую иметодическую литературу по проблеме исследования;

2. Разработать систему мероприятий с использованием малых жанровустного творчества;

3. Показать детям красоту русского языка через устное народноетворчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, играх и др.;

4. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи,диалогическую и монологическую связную речь;

5. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Задачи, решаемые в опыте:

1. Воспитывать интерес детей кустному народному творчеству.

2.Посредством живого образного языкаучить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силуголоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Расширять знания об окружающеммире посредством русского фольклора.

4.Развивать умение разыгрыватьсказки, петь народные песни, играть на музыкальных инструментах, танцевать,играть в народные игры.

Реализацию поставленных задач я начала:

  с систематизации фольклорногоматериала по устному народному творчеству;

  с составления перспективного планаработы для детей дошкольного возраста:

  с консультаций и бесед дляродителей.

Задачи ( по работе сдетьми) :

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание,понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать изапоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народныеигры и водить хороводы.

Развивающие: 

1. Развивать у детей художественно –речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональностиисполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характерпроизведения.

2. Развивать умение играть в совместныенародные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представленияо малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение иречь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства игуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения инародные игры.

Задачи ( по работе с родителями):

1.Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников впроводимой работе.

2.Создать условия для привлечения родителей к взаимному сотрудничеству поданной теме.

Задачи (по самообразованию):

1.Выявить влияние русской народной культуры (устное народное творчество) наречевое развитие ребенка.

2.Подобрать  народные игры, составитькартотеку, изготовить пособия по теме.

3.Создать в группе предметно-развивающуюсреду, способствующую развитию речевых способностей детей.

    Всвоей работе я использовала разнообразные методы и приемы:

  Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведенийустного народного творчества

  Наглядный метод:рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок.

  Практический метод: проведение забав на фольклорномматериале, проигрывание народных игр и хороводов, театрализованные постановки,как воспитателем, так и детьми.

  Игровой метод:игры-драматизации, игры-инсценировки, имитационные упражнения «Изобразиперсонажа сказки», дидактические игры, настольно-печатные игры. Разучиваниефизкультминуток, пальчиковых игр, народных игр и хороводов

   Этоделение весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядныеметоды сопровождаю словом, а в словесных использую наглядные приёмы, исходя извозрастных особенностей детей. Практические методы также связаны и со словом, ис наглядным материалом.

  Дети  лучше воспринимают обращенную к ним речь, еслиона подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моейгруппе первоначальное внимание было направлено на обогащениепредметно-развивающей среды.   В интерьергруппы включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкиеигрушки из ткани, самодельные куклы, различные виды театров. В группе имеетсянастольный, кукольный театр: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»,«Заюшкина избушка», а также театр на фартуке. Обязательным элементом стал«Уголок ряженья», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, кокошники. Атакже оформила картотеки: «Русские народные игры для детей  дошкольного возраста», «Русские народныепесенки, потешки, прибаутки, заклички», «Пальчиковая гимнастика для детей  дошкольного возраста», основанная нафольклорном материале. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировкисказок,  потешек, танцев, народных игр.

Формы организации работы.

      В начале своей работы  я   проанализировала уровень форсированности  развития речи детей своей группы. Исходя изрезультатов мониторинга, я  сделалавывод, о том, что у детей плохо развита речь.

    Для того, чтобы реализовать поставленнуюцель и задачи, я разработала  и составилаперспективный план  на год. Распределениематериала  от простого к сложному.(Приложение №1).

   Речевое развитие  детей посредством приобщения к русскойнародной культуре  осуществляю черезразличные виды деятельности (в совместной деятельности, в режимных моментах),как часть в НОД.

  Интерес к потешкам, загадкам,сказкам я заметила у детей еще во второй младшей группе и решила, что именноустное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевой активности,сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Яизучила методическую литературу, психологические особенности развития речидетей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

  Работу начала сначала всовместной деятельности детей в свободное время, после того, как материал былсистематизирован, в средней группе я начала использовать его в непосредственнойдеятельности и во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек,чистоговорок, считалочек, коротких сказок. Детям нравилось, когда я брала вруки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

  Перед детьми ставила задачу нетолько слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самимобыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, каклисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

  Далеко не все дети моглипередать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать дразнилки,пословицы и поговорки. Затем уже вводила другие жанры фольклора – это небылицы,частушки, былины.

   Погружение детей втрадиционную фольклорную среду очень хорошо отражается на развитии речидошкольников.

Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература,фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенокуспешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они,образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них многоопределений, олицетворений.

  Русскаяземля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своимипраздниками и обычаями.

   Настоящийпраздник – это всегда дружное, общее действие людей. Дело, в котором нельзяделиться на «хозяев» и «гостей», на «исполнителей» и «зрителей». Ведь нанастоящем празднике никто не ждет, чтобы его развеселили и удивили. Напразднике по-настоящему весело только тому, кто не просто смотрит, как другиетанцуют, играют, поют. Весело тому, кто сам поет песни, сам водит хоровод, самзагадывает и отгадывает загадки.

  Одиниз таких праздников, где каждому хватит дела, где каждый сразу и гость, ихозяин, праздник устного народного творчества – это Масленица.


Масленица – самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. Вмасленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этогопраздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают промасленицу, про блины, которые нужно есть и про чучело, которое нужно сжигать.Но знать это одно, а увидеть и поучаствовать - совсем другое дело.

      В моей группе,празднование масленицы давно уже стало хорошей и доброй традицией. Весёлый изажигательный праздник, как правило, не оставляет никого равнодушным. Конкурсы,стихи, хороводы и песни привлекают внимание. Не только дети принимают активноеучастие в празднике, но и взрослые, которые также пускаются в пляс, перенявобщую атмосферу праздника и веселья.


Традиционно этот праздник заканчивается поеданием вкусных и ароматныхблинов, которые с любовью готовят повара детского сада.

  Очень быстро и интереснопроходит такой праздник, но подготовка ребят к подобному действу идетметодично, кропотливо и долго.

   Важную роль в масленичнойобрядности играет обязательное исполнение длинных песен, проговариваниезакличек и т.д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь,народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, чтонародные игры как жанр устного народного творчества являются национальнымбогатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

   Произведения детскогоигрового фольклора с этой точки зрения являются сферой социального творчестваребенка, фактором социализации личности.

 Также продолжаем осваиватьхороводные игры с напевами как более сложные для восприятия и исполнения. В нихпоэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрального действияи хореографии. В таких играх от детей требуется не только выразительнодвигаться, взаимодействовать друг с другом, но и голосом, мимикой передаватьхарактер своего героя, менять интонацию в зависимости от игрового сюжета, а принеобходимости использовать и плясовые движения («Шёл козёл по лесу», «Жучок-паучок»,«Заинька»). Все эти требования успешно реализуются при комплексном применениивышеуказанных методов на всех этапах. Многие игры полюбились детям, и онииспользуют их в свободное от занятий время самостоятельно («Горшки», «Колокольцы-бубенцы»).

Детский  фольклор отражаетразличные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются егомузыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра намузыкальных инструментах.

  Музыкальные инструменты, вызывая большойинтерес у детей, привлекают их к эстетической деятельности. В работе с детьмиприменяю различные музыкальные инструменты и игрушки.

  В процессе музицирования надетских инструментах у дошкольников развиваются восприятие музыки,темпо-ритмическое чувство, слуховое внимание, слуховое восприятие

Так, русский фольклор разнообразил жизнь  ребят. Я увидела у детей эмоциональный отклики интерес.  Очевидно, фольклор увлекаетдетей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции,укрепляет светлое, радостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо идоступно, что красиво и некрасиво.

  Таким образом, мы видим, чтофольклорные произведения имеют большое значение. Используя в своей речипословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать своимысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творческииспользовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркуюхарактеристику.



15 ноября 2021 в 16:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.